Венгрия отказалась от размещения у себя дополнительных сил НАТО. Венгрия также заблокировала присоединение Украины к Объединенному центру передовых технологий по киберобороне НАТО. А незадолго до этого премьер-министр Венгрии Виктор Орбан посетил Москву, встретился с Владимиром Путиным и попросил увеличить поставки газа, тот просьбу воспринял благосклонно. Знающие люди говорят, что личные бизнес-интересы Орбана также при этом учтены.

В апреле в Венгрии пройдут парламентские выборы. И в этом году у оппозиции есть шанс на них победить – впервые удалось объединиться и выставить против Орбана и его партии "Фидес" единого лидера. Путину же очень важна победа Орбана. И не только потому, что это чуть ли не единственный лидер в Европе, однозначно играющий в интересах Москвы. Эти выборы имеют в некоторой степени онтологическое значение.

Именно на примере Венгрии периода Виктора Орбана началось теоретическое изучение мафиозных государств. С того момента, как вышла книга венгерского социолога и политика Балинта Мадьяра "Анатомия посткоммунистического мафиозного государства" стало понятно, что существует особый тип государств, которые невозможно описать только в терминах "демократия" и "диктатура". Мадьяр дает очень подробное описание мафиозных государств, доказывает, почему к ним относится Венгрия и среди прочих примеров упоминает и Россию Владимира Путина.

"В настоящее время Венгрия представляет собой посткоммунистическое мафиозное государство. В этом выражении эпитет "посткоммунистическое" указывает на обстоятельства и исходные предпосылки возникновения этого государства, то есть на то, что этот режим хотя и с опозданием, но все же возник в результате разложения однопартийной диктатуры, сопровождавшейся монополией государственной собственности. Эпитет же "мафиозное" определяет природу функционирования государства. Процессы, начавшиеся во время первого правления "Фидес" с 1998 по 2002 г. и развернувшиеся в полной мере с 2010 г., в наибольшей степени сродни тому, что происходит в большинстве государств на территории бывшего СССР, в путинской России, в Азербайджане или бывших советских среднеазиатских республиках, хотя траектория политической эволюции этих государств со времени смены режима была иной", - отмечает Мадьяр.

Согласно Мадьяру, в период первого прихода к власти партии "Фидес", в 1998–2002 гг., создание этой модели еще наталкивалось на сильные институциональные преграды. В то время наличие законов, требовавших конституционного большинства в две трети голосов, так или иначе еще поддерживало систему демократических институтов, которая, правда, и тогда уже была подвержена эрозии. Не имея конституционного большинства в парламенте, нельзя было добиться монополизации власти и ликвидации разделения властей, что является одной из основных предпосылок возникновения мафиозного государства. Однако после 2010 г. за отсутствием этого тормоза строительство мафиозного государства пошло полным ходом. В мафиозном государстве частные интересы подменяют интересы общества уже не от случая к случаю, а постоянно и систематически. Практически нет такой сферы деятельности этого государства, которая не была бы подчинена совокупным интересам укрепления власти и обогащения. Мафиозное государство – приватизированная форма паразитического государства.

"После 2010 г., когда "Фидес" ликвидировала систему институтов либеральной демократии, произошло не возрождение какой-либо из исторических моделей, а возникновение нового режима, родственников которого нужно искать не в прошлом, а в посткоммунистическом настоящем бывших республик СССР (путинской России, алиевского Азербайджана и среднеазиатских республик). Основная модель сложилась именно там, а режим Орбана приближается к путинской модели мафиозного государства кружным путем, с Запада, вводя за оборонные укрепления Евросоюза троянского коня посткоммунистических мафиозных государств", - пишет Балинт Мадьяр.

Так что для Владимира Путина Орбан – в некоторой степени политический родственник. "Свой" по самой своей сути. Его визит перед выборами выглядел как классическая мафиозная встреча "крестного отца", занимающего уровень босса боссов, и его более младшего коллеги. И Путину никак нельзя допустить краха мафиозного государства в Венгрии. Потому что с этого момента начнется победа демократии над системой мафиозных государств. И проигрыш Орбана рикошетом скажется на власти самого Путина.

Леонид Невзлин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены