"В потребительском устройстве мира грань между частным и общественным пространством неопределима, прямая связь между "работой" и "капиталом" вовсе не гарантирована, и попытки критически настроенного человека изменить окружающую действительность могут принять какую угодно форму и в результате остаться неразборчивыми.
Когда старания проглатываются логикой капитализма, когда действия либо подчиняются общей системе, либо теряют смысл, считаются безумными и даже угрожающими для общества, то символические жесты оказываются последней надеждой:
символический жест способен ломать логику капиталистического устройства, проткнуть ткань реальности и оставить просветы надежды, кротовые норы между "нормой" и хаосом", — объясняет Собко смысл своего перформанса. Она добавляет: люди, которые хотят что-то изменить к лучшему, часто не знают, что делать. Слишком часто выбранный ими способ оказывается неуместным или растворяется в других практиках без какого-либо результата.
Акция Собко — первая из серии "сдвигов" художественной группы "С.У.К.А." (Серии уличных критических акций), созданной участниками лаборатории "Современное искусство + театр". Команда возникла из идей, родившихся в ходе лекций, мастер-классов и многочисленных дискуссий людей из разных сфер искусства, объединившихся ради того, чтобы говорить с людьми на их территории.
"Мы замечаем, что общество часто занимает пассивную позицию, нет веры в способность каждого человека повлиять на реальность, в которой он живет. Менять статус-кво мы хотим при помощи акций, называемых нами "сдвигами".
Сдвиг — люфт в поле зрения прохожего, который дает ему понять, что в картине происходящего что-то изменилось. Знак, необычный для системы, обращающий внимание на ее устройство. Небольшое изменение с потенциалом трансформировать повседневные урбанистические и социальные практики", — рассказывают участники группы.
Сооснователь проекта Виктория Нарахса объясняет: главной идей было вынудить артистов и театральных деятелей выйти из театров. "И посмотреть, что происходит в реальности на самом деле, перестать находится в своей зоне комфорта и отстраняться от происходящего. Современных художников тоже хотелось вывести из пространства галерей, где они варятся в своем соку. Мне хотелось, чтобы они находились в одном художественном поле и могли трансформировать современную реальность. Есть ощущение, что сейчас практически никакой коммуникации не происходит", — добавляет она.
На перекрестке, где зеленый свет для пешеходов в какой-то момент одновременно показывают целых четыре светофора, ритмически двигается девушка в красном платье. Ее танец длится всего 15 секунд, потом начнется движение машин и придется замереть. На этот раз одна из самых популярных реакций — закатывание глаз и фраза: "Она сумасшедшая". Или даже так: "Зачем вы ее снимаете, она же сумасшедшая!" — это уже фотографам, документирующим перформанс.
"В какой-то момент эта площадка превращается в сцену. Мне было интересно поработать на ней с темой выбора: как человек выбирает свое направление и как двигается по нему, насколько он уверен, что это действительно правильный выбор, насколько он отдает себе отчет, что этот выбор может быть и ограничением для него. А ограничение может оказаться свободной ситуацией — например, пауза — это возможность все взвесить", — объясняет автор и исполнитель акции Кристина Петрова.
Она просит прохожих показать ей танцевальные движения. Большинство людей отказываются и даже пугаются: "Я не танцую". Но неожиданно группа молодых людей выбегает на ту же "сцену" и начинает танцевать вместе с акционисткой. Не возмущен даже полицейский. С другой стороны улицы он замечает, что она может танцевать, но только не на проезжей части, а потом, совсем не по правилам акционизма в России, просто уходит.
Гораздо больше внимания "служителей порядка" привлекает перформанс Екатерины Логиновой. В нескольких людных местах недалеко от Киевского вокзала актриса Марина Ганах исполняет роль собирательного персонажа, уверенно заявляющего о себе с надетого на девушку баннера: "ООО "Успех". Результат 100%"
"Все люди волки, рассчитывать можно только на себя. Если Ване дать молоток, он его удержит, у Вани все получается, а у тебя нет. Посмотри, как ты ходишь, как будто гвозди забиваешь. Какой из тебя режиссер, ты же двух слов связать не можешь. Ты никогда не выйдешь замуж, потому что ты не девственница.
Посмотри на продавцов мороженого, если ты не поступишь в университет, придется купить тебе холодильник и несколько эскимо, чтоб обеспечить твое светлое будущее. Ты неважно выглядишь, надо с тобой что-нибудь сделать", — разносится по площади холодный безэмоциональный речетатив.
"Рассказывай", — довольно зло буркает проходящая мима женщина. В ответ на фразу про то, что все люди друг другу волки, проходящий мимо мужчина хохмит: "И мясо". Очень многие оборачиваются, чтобы посмотреть на девушку, слова которой долетели до них. В конце концов на нее обращают внимание сотрудники службы охраны вокзала и просят уйти. Когда акционистка переходит на другое место, появляется и полицейский. "Я вижу у вас тут несогласованный митинг, что-то в мегафон выкрикиваете", — сразу переходит "к делу" правоохранитель. И тоже просит уйти, намекая, что иначе он намерен оформить протокол о неком нарушении.
"Такие акции — это провокация людей на ответное действие и любая реакция — это важно. Например, если какой-то человек увидел феминистскую акцию, не согласен с ней и в ответ проведет свою, о том, что женщина должна варить борщ, — это тоже неплохо. Главное, что он реагирует на реальность и пытается в ней быть активным. Самое ужасное — толпы нейтральных голов, которые также существуют. Мы можем бороться за свои взгляды, свое видение, но никого заставлять так думать насильно мы не должны", — говорит о своем отношении к реакциям прохожих Нарахса.
Не зря художник ищет нерв общества, а иногда вынужден и вовсе вскрывать нарыв. В своей акции Логинова выводит наружу тексты, возникающие в одной из самых закрытых социальных структур — семье. Все произносимые актрисой слова взяты из реальной жизни — опросов коллег по цеху. "Я собрала используемые родителями антимотивации. Их, вроде бы, произносят, чтобы подвигнуть ребенка на что-то, но, поскольку они изначально негативные, то имеют травмирующее воздействие. Мне интересны все реакции, но в идеале я хотела бы, чтобы увидевшие акцию люди задумались, говорят ли они нечто подобное своим детям" — рассказывает она. Но, кажется, перформанс даже больше про общество в целом и его негласные методы "коррекции", представления о норме и толерантность к психологическому насилию.
Акция Стаса Мишина об исторической памяти — это своего рода социологическое исследование методами искусства. Перформер Артем Фирсанов спрашивает у людей на улице, как пройти по уже не существующему адресу к дому, которого больше нет. Это происходит на Новом Арбате, а ищет актер здание на Проспекте Калинина. Большинство людей с адресом помочь не может, примерно половина вспоминает, что речь идет о старом названии улицы. Немало находится и тех, кто начинает объяснять, как идти к несуществующему дому.
"Проспект Калинина — одно из самых масштабных и спорных градостроительных решений модернизма. Одновременно витрина советской архитектуры и место снесенных исторических кварталов. В 2016 году его снова благоустроили, но это лишь очередная попытка приспособить для пешеходов магистраль, которая строилась, прежде всего, для нужд партии, правительства и имиджа страны", — объясняет концепцию автор.
В четырех точках в центре города неврозы обычных людей вырываются в общественное пространство, становясь надписями на их одежде. Автор акции Надежда Левитина замечала, как религиозная тревога вдруг обходит контролирующие механизмы сознания и становится, например, повторяющейся надписью на разных предметах одежды. Однако причин нервничать у современного человека очень много, причем самых разных, и Левитина решила дать им слово. Для акции она выбрала четырех героев: девушку-трудоголика, работающую в сфере интернет-рекламы, активистку, которую волнует множество социальных и политических тем, всем очень недовольного молодого человека и мужчину, который никак не может найти работу и уже обзавелся на этой почве тиком.
Акция наглядно демонстрирует: травмы, которые должны быть проговорены, вроде бы у всех на глазах, высказывания сделаны. Но люди их не слышат — просто проходят мимо.
Закрывает серию "сдвигов" перформанс Марии Дудко. Когда люди, сидящие у Российской государственной библиотеки, видят девушку в трико, наливающую воду в пластиковое ведро рядом с памятником Достоевского, они сразу понимают, что сейчас произойдет нечто странное и поспешно покидают лавочки. Погода не на стороне девушки: под вечер становится холодно. Тем не менее, акционистка три раза подряд с ног до головы обливается водой на глазах у прохожих.
"Если вода течет в Российской Федерации, то она подчиняется законам Российской Федерации, если вода течет где-то в другом месте, то она подчиняется законам этого места. А есть международная вода, она вне законов рынка или общественных норм, но она всегда труднодоступна — в десяти километрах от берега. И я обливаюсь сначала российской водой, потом освященной водой, а потом нейтральной", — объясняет концепцию акции Дудко. И напоминает: конечно, вода одна и та же. И, конечно, речь не о ней.
"Мне кажется, что это наиболее честный путь. Не важно, художник ли человек, танцор или перформер. Он придумывает идею и ее художественное решение, а потом реализует его, вне зависимости от того, что происходит вокруг: ему никто не платит, никто не приглашает в театр ставить спектакль, его эгоистические амбиции никак не реализуется. Он делает некое высказывание только из-за того, что ему действительно очень хочется его озвучить", — говорит Нарахса. Вот почему для группы молодых художников так важно вывести театр в город. В следующий раз прощупать его пульс они намерены в политическом смысловом пространстве в преддверии выборов.
Алексей Бачинский
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter