"Едва склееный за 25 постсоветских лет горшок русской идентичности Кремль с грохотом запустил в стену. Все — вдребезги".
Украинская Православная Церковь в канонической юрисдикции Московской Патриархии находится на территории не признаваемого РФ государства Украина. Причем, после аннексии территории и политически "в условиях необъявленной войны".
Проблемы, с которыми сталкивает Русская Церковь далеко превосходят самый известный последний канонический конфликт (в Эстонии, когда часть приходов перешла под Константинополь). УПЦ МП — это 11 тыс.приходов и 15 тыс.клириков, которые окажутся после референдума 16 марта в новой исторической ситуации.
(ну и, вся история с присоединением РПЦЗ к Москве — в которой в начале нулевых участвовал и Путин — пошла коту под хвост).
Elena Fanailova позвала меня в свою программу на радио. Я не знал, кто там будет еще. Пришел, а там Лев Гудков (Левада-центр). Увидев его, я отчетливо вспомнил, как лет пять назад, читая их с Дубиным бесконечные — и крайне пессимистические — социологические описания состояния российского общества (патернализм, аномия, мркобесие, рессентимент и проч.), мы с друзьями говорили: "ну, нет! ну, это уже не социология! это уже какая-то "критическая литература". В то время я, оглядываясь вокруг, говорил: "Посмотрите, какое вокруг нас выросло европейское поколение!..."
Ну, и в общем, хотя публично я никогда не глумился над пессимизмом Гудкова, но тут я решил, что надо как-то извиниться. Они с Борис Дубин были правы. И "украинский кризис" это показал просто с абсолютной прозрачностью. Поэтому перед записью, я сказал Гудкову: "Лев, вы были правы".
! Орфография и стилистика автора сохранены