Во взаимоотношениях между государством и НКО наступило затишье. За последние два месяца массовых нападок на некоммерческие организации не было, НКО получили передышку, чтобы рассмотреть вынесенные прокуратурой предостережения и найти доказательства своей невиновности. Но некоторые организации до сих пор не получили никаких результатов проверок и находятся в замешательстве. Поиском ответа на вопрос, как действовать в такой ситуации, озадачены правозащитники из информационно-аналитического центра "Сова".
В апреле 2013 года в офисе организации прошла проверка при участии трех ведомств: прокуратуры, налоговой и Минюста. Действовали по стандарту: попросили копии документов, задали несколько вопросов про деятельность организации и ушли по-английски.
В мае директора аналитического центра Александа Верховского вызывали в прокуратуру для дачи дополнительных пояснений, интересовались заявками от иностранных организаций и отчетами. На вопрос, что в итоге, — тишина. Никаких документов, предостережений или требований не последовало. Официально "Сова" не признана иностранным агентом, но этот факт не придает оптимизма руководителю аналитического центра. "Не знаю, о чем это может свидетельствовать. Мы живем, как жили. Хотя может произойти все что угодно, но от нас все равно ничего не зависит. Что мы можем сделать?" — гадает Верховский.
Зарубежный "краудфандинг" — более 8 000 000 рублей за 2012 год
В "Сове" считают, что неправильно получать деньги только от государства и при этом выпускать доклады, критикующие деятельность власти. Хотя было время, когда центр получал государственные гранты, на которые проводились исследования. При этом правозащитники не против, чтобы у них были разнообразные финансовые источники в России, но сейчас это невозможно. "Краудфандинг (коллективное финансирование проекта через Интернет — прим. Каспаров.Ru) популярен только для каких-то более популярных тем. К этому относится "РосУзник", проекты Навального. Но мы занимаемся менее заметными вещами. Сейчас деньги начала собирать "Агора" (правозащитная организация открыла сбор средств для оказания юридической помощи гражданским активистам — прим. Каспаров.Ru), но я подозреваю, что у них вряд ли получится собрать достаточно денег для своей деятельности", — уверен руководитель аналитического центра.
В настоящее время деятельность "Совы" поддерживают российский фонд "Государственный клуб" и зарубежные благотворители. В 2012 году аналитический центр получил от иностранных фондов 8 573 000 рублей (остаток, перешедший с прошлого года, составил 6 788 000 рублей). Исследовательская деятельность осуществлялась при поддержке Фонда Сороса (эти деньги составили основную часть бюджета центра в 2012 году), фонда "Государственный клуб" (более 1 000 000 за прошлый год) и Норвежского Хельсинкского комитета. Кроме того, помощь оказывали National Endowment for Democracy (NED) и Freedom House.
Финансирование проектов — около 7 500 000 рублей в год
У "Совы" несколько долгоиграющих проектов. Как рассказали в организации, на них выделяются деньги в тот момент, когда непосредственно проводится исследование, поэтому точные цифры о финансировании проектов в "Сове" не смогли назвать. Один из самый ранних проектов — "Религия в светском обществе". Это изучение отношений религиозных организаций и различных социальных групп с нерелигиозными и государством. Работа по этому проекту частично осуществлялась на волонтерских началах, а в 2012 году на исследование на эту тему Freedom House выделила более 400 000 рублей. "Темы, связанные с религией, обычно финансируются конфессиональными организациями. Но мы не хотим брать деньги от каких-либо религиозных организаций, поскольку это сделает нас зависимыми от них. А неконфессиональные фонды не финансируют подобные исследования", — объяснил Верховский.
Второй востребованный обществом проект связан с изучением радикального национализма, с преступлениями на почве ненависти, а также с формами противодействия этому. Таким образом "Сова" готовит подробные исследования ультраправых движений, те, в свою очередь, как отмечают правозащитники, присматривают за ними.
Один из последних проектов "Неправомерный антиэкстремизм" возник из двух предыдущих. Проблема появилась после того, как антиэкстремистское законодательство стало применяться властями неправомерно. Как отмечают правозащитники, количество примеров такого злоупотребления множится. Для этого сотрудники "Совы" продолжают участвовать в дискуссиях и семинарах о том, как усовершенствовать законодательство, чтобы предотвратить преступления на почве ненависти. Также готовятся доклады на данную тему. Как отметил Верховский, сложно точно с уверенностью сказать, что в ближайшем будущем произойдут какие-то подвижки в антиэкстремистском законодательстве.
"Некоторые решения, которые принимают власти, непрозрачны. Мы не знаем, почему было принято то или иное решение. В последнее время, к сожалению, кажется, что власти действуют неразумно. Раньше было по-разному", — добавил директор "Совы".
Проект "Расизм и ксенофобия" продолжает оставаться основным в деятельности аналитического центра, остальные развиваются в тесном взаимодействии с ним. Исследователи проводят мониторинг сообщений о проявлении расизма и ксенофобии и противодействия им в регионах, подробно анализируют выявленные факты, в результате деятельности готовят доклады и проводят дискуссии о путях решения этих проблем.
В прошлом году информационно-аналитический центр обнародовал текст доклада о проблемах реализации свободы совести в России в 2012 году. Эксперты констатировали, что возросло число конфликтов православных радикалов с неугодными им гражданами. При этом кампания госпроверок НКО, начатая властями, по данным автора доклада Ольги Сибиревой, затронула в тот момент католические организации. Так, приход в Новочеркасске якобы за нарушения противопожарной безопасности оштрафован на 450 000 рублей, а священника наказали на 27 000 рублей.
"Все наши страдания из-за закона об НКО — ерунда. Скоро будут применять "закон Димы Яковлева", в котором прописано, что если организация получает американские деньги, занимается политической деятельностью или нанесло ущерб интересам РФ, то ее деятельность немедленно приостанавливается без каких-либо согласований, — заметил Верховский. — Про этот закон сейчас забыли, но думаю, начальство сверху может вспомнить про него. Это довольно серьезная угроза".
Вы можете оставить свои комментарии здесь